Разработка структуры правительства РР
При разработке структуры правительства РР и построении системы управления в целом я пытался подходить к проблеме с позиций логистики, теории систем и общей управленческой теории.
Прежде всего, я предлагаю отвлечься от опыта построения управленческих систем в реальной жизни, так как если они и применимы в игре, то полное копирование их было бы заблуждением, ибо игру «Respublika.ru» следует рассматривать прежде всего как самостоятельную систему с уникальными свойствами и закономерностями жизнедеятельности.
Скелетом структуры РР является принцип субъектности, то есть двухуровневая структура «Субъект-индивид». Построение системы управления становится возможным только с учетом этой особенности игры. Создаваемое правительство призвано играть роль вершины пирамиды управления, то есть роль третьего верхнего уровня, в то же время являясь субъектом по структуре. Проблема создания подуровней как в самом правительстве, так и в каждом из субъектов осложняется дефицитом кадров, так как важной особенностью игры является малая продолжительность игровой активности игроков с одной стороны и недостаточное присутствие в игре в течение суток с другой, вследствие чего некоторые подуровни будут выпадать, и функционирование системы в разорванном состоянии станет невозможным или малоэффективным. Поэтому в существующих условиях необходимо в качестве важнейшего принципа построения структур использовать минимизацию подуровней системы. Построение структуры правительства нужно начинать с определения целей его деятельности. Среди целей можно выделить классические функции менеджмента: организация управление контроль. Организация как разработка основных закономерностей хода игры возлагается прежде всего на руководителя правительства, то есть премьер-министра. В этом отношении в существующей структуре власти президент и премьер-министр дублируют друг друга и де-факто организуют свою деятельность как руководитель и его заместитель. В связи с этим (по моему мнению) должность президента должна быть совмещена с должность председателя правительства, как и сделано во многих управленческих системах мира. Но поскольку рассмотрение данного вопроса лежит за пределами моей компетенции, привожу эту информацию только для сведения. Функции управления и контроля должны быть в большей степени делегированы. Третий подуровень системы организуется по отраслевому принципу. Это министерства, за каждым из которых закреплена четкая и не пересекающаяся с другими министерствами сфера деятельности. Создание министерств целесообразно проводить, исходя из существующих субъектов игры и их направленности. Современная управленческая теория устанавливает в качестве локуса контроля от 3 до 7 человек (количество человек в подчинении для оптимальной работы). Поэтому необходимость в создании второго подуровня системы может возникнуть только при количестве министерств от 6-14 и выше. Иногда возможен компромиссный вариант, который нами и будет рассмотрен.
Анализ существующих государственных субъектов и закономерностей общественного взаимодействия в Respublika.ru позволяет выделить следующие министерства:
· Министерство экономического и субъектного развития;
· Министерство финансов;
· Министерство обороны;
· Министерство внутренних дел;
· Министерство национальной безопасности;
· Министерство юстиции;
· Министерство иностранных дел;
· Министерство труда и социального развития;
· Министерство здравоохранения;
· Министерство науки и образования;
· Министерство культуры;
· Министерство печати и информации.
Всего: 12 министерств. Предложенная схема не требует явного выстраивания второго уровня вице-премьеров, который может лишь тормозить работу правительства РР. Однако ряд недочетов, допущенных при создании всего перечня субъектов в стране, приводит к тому, что во многом дублирующие друг друга субъекты (такие как Спецслужба и СВР, Спецслужба и Финансовая служба) не учтены в предложенной схеме, а устранение дублей из игры дело длительной перспективы. С другой стороны подчинять модераторов одного субъекта модераторам другого (например Фин. Служба Спецслужба) логически верно, но не согласуется с двухуровневой структурой игры, где субъекты имеют равный приоритет. Поэтому для координации силовых министерств и ведомств предлагается ввести должность второго уровня секретарь совета безопасности (или вице-премьер по безопасности), которому напрямую будут подчинены министерства обороны, внутренних дел, национальной безопасности, а также субъекты: СВР и ФС, тюрьма. Для уменьшения подуровней структуры управления, своеобразной «выжимки» следует совместить должности министров с должностями следующих назначаемых модераторов госсубъектов, которые также будут выполнять роль министерств:
· Министерство финансов Банк;
· Министерство обороны Армия;
· Министерство внутренних дел Полиция;
· Министерство национальной безопасности Спецслужба;
· Министерство юстиции Минюст;
· Министерство иностранных дел МИД;
· Министерство труда и социального развития Биржа труда;
· Министерство здравоохранения Больница;
· Министерство науки и образования Университет;
· Министерство культуры Культура;
· Министерство печати и информации СМИ.
Особый статус имеет министерство экономического и субъектного развития. На него, прежде всего, возлагается функция именно организации. В виду его исключительной важности и невозможности совмещения с каким-либо субъектом, предлагается руководителя министерства и его сотрудников разместить непосредственно в субъекте правительство. Возможно для правильного статусного определения наделить руководителя министерства статусом первого вице-премьера.
Предложенные совмещения разумеется являются не теоретическим, а практическим идеалом в существующих условиях и вызваны глобальным дефицитом кадров в РР и, в особенности, квалифицированных специалистов, способных длительное время выполнять свой круг задач. При условиях развития игры, ее популяризации и роста числа активных игроков, данная схема будет расширена и избавлена от совмещений и наложений уровней.
Формирование аппарата правительства на данном этапе представляется целесообразным не в качестве отдельной единицы, а на местах в субъектах при каждом из министерств по решению министра.
Предложенная структура предполагает обязательную строгую подчиненность по уровням и подуровням. Назначение и снятие с должностей министров и вице-премьеров производит лично глава правительства. Заседание правительства следует проводить только для министров, премьера и вице-премьеров на площадке правительства. Разграничение сфер деятельности министерств должно идти на основе положений о министерствах, утвержденных премьер-министром.
Общая структура правительства приведена на рисунке:
Рисунок. Проект структуры правительства Respublika.ru
Любых отклонений от установленной структуры необходимо избегать и не допускать лишних людей в субъект «Правительство»
Постановление президента Respublika.ru «О структуре правительства»
Для обеспечения эффективного и целенаправленного государственного управления и слаженной работы правительства постановляю:
1. Образовать в составе правительства следующие министерства:
- Министерство экономического и субъектного развития;
- Министерство финансов;
- Министерство обороны;
- Министерство внутренних дел;
- Министерство национальной безопасности;
- Министерство юстиции;
- Министерство иностранных дел;
- Министерство труда и социального развития;
- Министерство здравоохранения;
- Министерство науки и образования;
- Министерство культуры.
2. Разместить аппарат министерств в следующих государственных субъектах Respublika.ru, а должности министров совместить с соответствующими постами модераторов:
- Министерство финансов - Банк;
- Министерство обороны - Армия;
- Министерство внутренних дел - Полиция;
- Министерство национальной безопасности - Спецслужба;
- Министерство юстиции - Минюст;
- Министерство иностранных дел - МИД;
- Министерство труда и социального развития Биржа труда;
- Министерство здравоохранения - Больница;
- Министерство науки и образования - Университет;
- Министерство культуры - Культура.
3. В виду первостепенной важности планирования и разработки стратегии государственного развития ввести должность Первого вице-премьера по экономическому и субъектному развитию; совместить данную должность с должностью министра по экономическому и субъектному развитию; разместить аппарат министерства по экономическому и субъектному развитию в субъекте «Правительство»; наделить первого вице-премьера по экономическому и субъектному развитию модераторскими полномочиями наряду с председателем правительства РР.
4. Для координации работы силовых министерств и ведомств ввести должность вице-премьера по безопасности; закрепить за вице-премьером по безопасности следующие министерства в порядке прямого подчинения: министерство национальной безопасности, министерство обороны, министерство внутренних дел; закрепить за вице-премьером по безопасности следующие государственные субъекты в порядке прямого подчинения: Служба внешней разведки, финансовая служба, тюрьма. Наделить вице-премьера по безопасности модераторскими полномочиями наряду с председателем правительства РР.
5. Для правового, информационного и документационного обеспечения работы председателя правительства Respublika.ru создать в рамках субъекта «Правительство» аппарат правительства в составе трех человек: глава аппарата правительства, заместитель главы аппарата правительства, пресс-секретарь правительственного информационного центра.
6. Аккредитовать в субъекте «Правительство» только председателя правительства РР, первого вице-премьера по экономическому и субъектному развитию, вице-премьера по безопасности, перечисленных в пункте 5 членов аппарата правительства, сотрудников министерства экономического и субъектного развития.
7. Изложенную структуру правительства РР утвердить как окончательную. Прием в субъект «правительство» граждан на иные должности, не предусмотренные пунктом 6, либо без статуса запретить и считать должностным нарушением и основанием для отставки должностного лица, принявшего данное решение.
Президент Respublika.ru
Постановление президента Respublika.ru «О структуре правительства»
Для обеспечения эффективного и целенаправленного государственного управления и слаженной работы правительства постановляю:
1. Образовать в составе правительства следующие министерства:
- Министерство экономического и субъектного развития;
- Министерство финансов;
- Министерство обороны;
- Министерство внутренних дел;
- Министерство национальной безопасности;
- Министерство юстиции;
- Министерство иностранных дел;
- Министерство труда и социального развития;
- Министерство здравоохранения;
- Министерство науки и образования;
- Министерство культуры.
2. Разместить аппарат министерств в следующих государственных субъектах Respublika.ru, а должности министров совместить с соответствующими постами модераторов:
- Министерство финансов - Банк;
- Министерство обороны - Армия;
- Министерство внутренних дел - Полиция;
- Министерство национальной безопасности - Спецслужба;
- Министерство юстиции - Минюст;
- Министерство иностранных дел - МИД;
- Министерство труда и социального развития Биржа труда;
- Министерство здравоохранения - Больница;
- Министерство науки и образования - Университет;
- Министерство культуры - Культура.
3. В виду первостепенной важности планирования и разработки стратегии государственного развития ввести должность Первого вице-премьера по экономическому и субъектному развитию; совместить данную должность с должностью министра по экономическому и субъектному развитию; разместить аппарат министерства по экономическому и субъектному развитию в субъекте «Правительство»; наделить первого вице-премьера по экономическому и субъектному развитию модераторскими полномочиями наряду с председателем правительства РР.
4. Для координации работы силовых министерств и ведомств ввести должность вице-премьера по безопасности; закрепить за вице-премьером по безопасности следующие министерства в порядке прямого подчинения: министерство национальной безопасности, министерство обороны, министерство внутренних дел; закрепить за вице-премьером по безопасности следующие государственные субъекты в порядке прямого подчинения: Служба внешней разведки, финансовая служба, тюрьма. Наделить вице-премьера по безопасности модераторскими полномочиями наряду с председателем правительства РР.
5. Для правового, информационного и документационного обеспечения работы председателя правительства Respublika.ru создать в рамках субъекта «Правительство» аппарат правительства в составе трех человек: руководитель аппарата правительства, заместитель руководителя аппарата правительства, пресс-секретарь правительственного информационного центра.
6. Для осуществления государственной политики в области печати и информации создать Государственный комитет по печати и информации в субъекте «Правительство».
7. Аккредитовать в субъекте «Правительство» только председателя правительства РР, первого вице-премьера по экономическому и субъектному развитию, вице-премьера по безопасности, перечисленных в пункте 5 членов аппарата правительства, сотрудников министерства экономического и субъектного развития, сотрудников госкомитета по печати и информации.
8. Изложенную структуру правительства РР утвердить как окончательную. Прием в субъект «правительство» граждан на иные должности, не предусмотренные пунктом 7, либо без статуса запретить и считать должностным нарушением и основанием для отставки должностного лица, принявшего данное решение.
8. Поручить председателю правительства РР в течение трех дней сформировать правительство в соответствие с утвержденной структурой, привести в соответствие с данным постановлением состав субъекта «Правительство», сократить не учтенные пунктом 7 должности в правительстве, а лица, их занимающие, перевести на другие должности.
Президент Respublika.ru
Альтернативный вариант правительственного кабинета
В основу структуры правительства РР положен принцип совмещения всеми министрами РР своих должностей с должностями модераторов соответствующих субъектов. Схема позволяет поддерживать функционирование государственной системы при минимуме управленцев. Сложность представляет министерство экономического развития и территорий. Исключением для него является то, что все сотрудники министерства являются членами субъекта Правительство, в то время как от остальных министерств и министры, и их замы являются членами других госубъектов. Учитывая исключительную важность министерства экономического развития в качестве варианта можно предложить повысить статус министра эк. развития до первого вице-премьера с модераторскими полномочиями в субъекте «Правительство», сделав в правительстве, таким образом, двух вице-премьеров - секретаря совета безопасности, в подчинении которого состоят четыре министерства и СВР, и первого вице-премьера по экономическому развитию и территориям, в подчинении которого не состоят министры, но который заведует работой коллектива сотрудников в субъекте «Правительство» и замещает премьер-министра. Также следует сказать о министре печати и информатизации. Варианты: один модератор объединенных субъектов, либо глава над тремя модераторами. Возможно также повышение данного статуса до вице-премьера. Однако, более предпочтителен вариант объединения СМИ, который уже не является новым.
В целом структура упорядочена и самодостаточна. Деятельность правительства будет определяться штатным расписанием, положением о министерстве и должностными инструкциями, утверждаемыми премьер-министром и президентом. Все министры подотчетны премьеру и президенту. Президент своим волевым решением производит назначение министров, премьера и вице-премьеров.